Музыкальная пила

30 декабря 2014
Behringer Market

В Музее музыки Монреальского Университета среди музыкальных инструментов квебекского фольклора многие с удивлением обнаруживают… пилу. И это не ошибка, так как пила – это самый настоящий музыкальный инструмент.

Хотя происхождение музыкальной пилы доподлинно неизвестно, существует предположение, что это французские лесорубы превратили её в музыкальный инструмент, чтобы коротать долгие ночи в лесу. К 1870 году благодаря развитию металлургии научились делать пилы с приемлемым звучанием. В 1900-х годах впервые были сделаны настоящие «звуковые лезвия», унаследованные от ручных пил. Им отрезали зубья и изменяли форму и рукоятку. К некоторым добавили «изогнутую рукоятку» для большего удобства и виртуозности. Американские музыкальные пилы никогда не теряли своих зубьев, но были ограничены в звуковом диапазоне: от 1½ до 2½ октав максимум, тогда как некоторые европейские музыкальные пилы могут достигать 3½ и даже больше. Чтобы добиться таких музыкальных качеств, конечно, закаленная сталь должна быть превосходного качества и иметь определенные параметры.
К середине 1900-х годов пила стала популярной в мюзик-холлах и водевилях. На ней даже играла Марлен Дитрих. Можно сказать, что музыкальная пила признана настоящим музыкальным инструментом благодаря Анри Соге (Henry Sauguet) и его пьесе «Стон». Современная квебекская фольклорная группа «Улыбающийся ботинок» иногда использует пилу на концертах, а клоун Шоколад играет на ней, чтобы развлечь молодежь.

Музыкальная пила никого не оставляет равнодушным. Она удивляет, волнует, веселит, дрожит сама и вызывает дрожь в других. Бельгийский скрипач Жан-Клод Вельш (Jean-Claude WELCHE) – один из редчайших музыкантов, играющих на этом инструменте, - признался, что, услышав впервые звук музыкальной пилы, заплакал. Этот малоизвестный инструмент покорил его своей удивительной экспрессивностью. Каждое выступление Вельша имеет головокружительный успех у публики, которой он стремится передать свою страсть к игре на этом удивительном музыкальном инструменте.

Для игры на пиле нужно зажать рукоятку коленями и согнуть лезвие рукой так, чтобы оно приняло форму латинской буквы «S», а другой рукой водить по лезвию скрипичным смычком. Жан-Клод Вельш обучает на своих курсах массе полезных вещей: как согласовывать музыкальные фрагменты, играть на пилах ансамблем, разными голосами, отрабатывать фразировку ударами смычка, импровизировать, плавно вводить пилу в произведение, выбирать хорошую пилу, создавать всевозможные шумовые оформления.

Существуют разные виды пил, разные позиции и способы игры, имеющие свои преимущества и недостатки. Каждый «пилист» должен найти технику, которая ему подходит. На пиле можно играть громко, тихо, быстро, добиваться разных оттенков звука.

И хотя музыкальная пила в настоящее время всё ещё относится к диковинным музыкальным инструментам, но, возможно, когда-нибудь молодые люди будут хотеть научиться играть на ней не меньше, чем на пианино!