Иссякла ли Гиппокрена?

20 марта 2013
Behringer Market

В последнее время стало модно употреблять словосочетание «Современная музыка» для определения современной эстрадной музыки, а термин «классическая музыка» стала синонимом понятия «старая музыка». Поклонники «старой» классики с удовольствием возьмут в Кремлевский дворец билеты на концерт исполнителя, но не удостоят своим вниманием новых исполнителей инструментальной или адаптированной музыки. Между тем, существует в музыкальном мире и такое понятие, как «современная музыкальная классика», то есть классика, написанная в наши дни.

Как же относиться к этой музыке? Считать её продолжением эволюции классики прежних эпох, которая будет и впредь подниматься до новых и новых высот, или это «последние лучи заходящего солнца»? Бытует мнение, что истинная классическая музыка умерла и на ее место пришла совершенно иная, которую только условно можно назвать классической.
Сторонники такой точки зрения сходятся в одном — в своём развитии классическая музыка достигла своего апогея в конце 19 начале 20 века. Последним, и самым ярким лучом заката были такие выдающиеся композиторы, как Пуччини, Дебюсси, Равель, Скрябин, Прокофьев, Рахманинов.

Новое слово сказали наши современники: Пендерецкий, Шнитке, Губайдулина, Денисов. Что побудило так отмежевать их от традиционных классиков? Стоит обратить внимание на тот факт, что в «классические времена» популярность серьезной музыки была огромной, а сейчас, академическая музыка стала уделом избранных. Наверное, не в последнюю очередь цены на билеты в театр Ермоловой не имеют большое значение для поклонников музыки «старой школы» — именно она сопровождает постановки.

Одна из причин — прежние классики основывали свою музыку на популярном фольклоре, любимом и понятном народу. Что происходит теперь? Гиппокрена истощена. Традиционная народная музыка не эволюционирует. Наши прадеды — крестьяне — пели песни, водили с песней хороводы. Свадебные песни исполняли тоже сами, а не нанимали для этого для этого музыкантов. Горожане пели романсы, устраивая домашние музыкальные вечера. Еще: мощная ассимиляция народов; урбанизация разрушили национальную самобытность, привели к слиянию культур.

В произведениях музыкальной классике прошлых времен были слышны волнение моря и шум ветра, шелест листвы, и игра солнечных лучей. Новое технократическое время разрушило звукосферу и наполнило мир шумосферой. Вместо шелеста листвы, люди все чаще слышат рокот моторов, лязг металла. В современные неистовые ритмы жизни как-то не вписываются плавные и размеренные звуки старинных романсов и симфонических произведений.

Современная музыкальная классика есть и будет, но, скорее всего — достоянием только музыкально образованной, элитарной публики. Мы стоим на пороге новой эпохи, несущей миру новую музыкальную культуру, поступь которой видна уже сейчас, но будущее её пока плохо просматривается.