Секреты объёмного звука

30 ноября 2013
Behringer Market

Искусственный звук отличается от естественного: он исходит из определённых источников, именно – от динамиков или колонок (каналов звука). Сейчас наиболее распространена схема с двумя каналами (стерео 2.0) или вариант с сабвуфером, отдельно передающим низкие частоты (2.1). Однако мы слышим музыку через эти два канала так же, как слышали бы музыкантов на сцене! Даже если они используют лишь акустические музыкальные инструменты и не передают музыку по каналам, мы всё равно слышим музыку в хорошей записи так же.

В данном случае имеет место акустический обман, в основе которого – человеческое восприятие звука, а именно – локационные способности, позволяющие по восприятию звука двумя ушами определять местонахождение его источника. Стереокартина позволяет нам бессознательно расставлять источники звука неверно по сути, но верно – по художественному замыслу. Разумеется, более качественное музыкальное оборудование позволяет убедительнее и записывать, и воспроизводить музыку.

К примеру, если в комнате есть два одинаковых громкоговорителя, расположенных на одном уровне и на равном расстоянии от ушей слушателя, то звук от них в сознании слушателя будет сливаться. Разделения на левый и правый каналы при одинаковом уровне громкости просто не произойдёт, слушателю будет казаться, что источник музыки – где-то между громкоговорителями. Чтобы создать пространственное ощущение, музыка должна быть соответствующим образом разведена по панораме.

Уменьшая громкость одного из динамиков, мы смещаем восприятие звука. Теперь его источник кажется ближе к тому из динамиков, громкость которого выше. Если делать это динамически, варьируя громкость в разных каналах, можно создать эффект перемещения источника звука. Это называется интегральной локализацией звука или локализацией суммы.

Это производит особый эффект, когда партии разных инструментов в одной записи по-разному сбалансированы. Тогда можно буквально физически почувствовать, что, к примеру, рояль, гитара и контрабас находятся в разных частях сцены, или проследить за перемещением вокалиста по сцене (хотя весь звук по-прежнему будет идти из фиксированных источников). Для ценителей правильного звукового пространства это важно. Музыкальные магазины, предлагающие качественное акустическое оборудование, обязательно предложат вам проверить этот эффект на специально подобранных записях.