Как достичь качественной записи вокала

25 декабря 2014
Behringer Market

Вокал, положенный на музыку будет звучать потрясающе только в том случае, если его запись была исполнена в чистом виде. Но иногда случается так, что исполнитель не попадает в ноты. Из-за этого все звучит не достаточно приятно, тускло и бедно, даже при профессиональной аранжировке композиции.

Исполнитель партии поет чисто в том случае, если у него есть способности: слышать музыку (то есть слух), хороший, красивый голос, а так же качественная аппаратура, на которой осуществляется запись.

Но даже уши профессионала не всегда точны в определении тона. Примером тому служит громкое воспроизведение музыки, в которой ярко выражена басовая партия и у человека, голос которого записывается, создается ощущение, что ноты звучать ниже, чем на самом деле. Иногда на пол тона, а иногда и на тон. Как же разрешить поставленную задачу? Все очень просто. Существует два способа решения этой проблемы. Первое – можно понизить уровень сигнала в мониторе, при этом потребуется некоторое время, дабы исполнитель привык к чуть тише звучащей музыке. А второе решение - убрать басы с партии путем настройки эквалайзера на микшерном пульте.

Качественная запись вокала зависит не только от того, каким потенциалом обладает певец, но и от используемой звукозаписывающей аппаратуры, а так же от студийного помещения. Необходимым оборудованием для записи голоса являются: микшерный пульт с фантомным питанием, качественный студийный микрофон, персональная машина желательно с хорошей многоканальной звуковой картой, задняя панель которой - внешнего типа для удобства подключения или отключения каналов.

Следует сказать и о программном обеспечении, которое должно содержать, как минимум функции обработки и поддержку многодорожковой записи. Для чего это нужно? Многие скажут, что обработку вокала легче сделать сразу, используя встроенные эффекты микшерного пульта, нежели записать просто чистый, без наложений голос. Кто так думает, будут – неправы, и я постараюсь объяснить почему. Некоторые частоты при таком исполнении просто «срезаются» и вы можете поплатиться качеством записи. Я предлагаю другой вариант. Эффекты с микшера надо пустить только на монитор, следовательно исполнитель почувствует этот эффект и станет петь более свободно. В это время запись голоса будет без наложения эффекта. То есть получается, что мы избавляемся сразу от двух «подводных камней» получая чистую запись и возможность услышать свой вокал с наложением временного эффекта.

Все выше сказанное позволит достичь наилучшей записи вокальной партии. Последнее о чем осталось сказать это о студийном помещении. Многие сооружают студии сами, без опыта и знаний. Казалось что проще, взять и обколотить комнату звукопоглощающими материалами, и вопрос решен, но не тут то было. Есть такое понятие как «стоячая волна». Не знакомы? Суть данного определения заключается в том, что в некоторых местах такой самодельной студии, при записи голоса через микрофон, возможно, какие-то частоты не будут зафиксированы. Я не стану объяснять, из-за чего так происходит, просто это выглядит весьма не просто с точки зрения физики. Об этом нужно помнить и когда дойдет время до оборудования помещения, следует обратиться к соответствующей литературе или лучше всего к профессионалам.

Вот в принципе и все что необходимо знать о записи вокала на начальном уровне.