Древнейшая нотная запись в современной интерпретации

5 января 2015
Behringer Market

Сирийский пианист Малек Жандали (Malek Jandali) так вдохновился нотной записью, найденной на клинописной табличке, датируемой II тыс. до н. э., что буквально загорелся идеей написать музыкальное произведение. Так родилась композиция «Эхо из Угарита», давшая имя новому альбому.

Этим альбомом композитор хочет доказать, что система нотной записи существовала задолго до XI века — времени своего появления на Западе. Малек Жандали уверяет, что записанная на этой табличке партитура хотя и отличается от современных, наглядно доказывает существование в ту эпоху теории музыки. Это подтверждается работами археологов и музыковедов, в частности, американкой Анной Килмер.

Дощечка была найдена археологической французской миссией в городе Угарит, который находится на северо-западном побережье Сирии, ещё в 1948 году. Транскрипции представляют собой текст религиозного гимна на языке хурри, обращенного к богине от имени женщины, желающей иметь детей. Относящийся к Позднему Бронзовому веку текст от музыкальных символов отделяют две параллельные линии. Дощечка показывает упрощенный вариант теории музыки: слова, музыка, условные обозначения и правила настройки музыкального инструмента (лиры).

Предыдущие работы музыковедов свидетельствуют о том, что в Угарите были обнаружены другие таблички, объясняющие, как дешифровать эти символы. При попытке дешифровки появилось несколько гипотез. Одни ученые истолковали символы как мелодию и музыкальные знаки, другие — как паузы и ритмы. Жандали собрал все имеющиеся по этой теме материалы, четыре года изучал их и пришел к выводу, что в результате каждой попытки дешифровки получалась другая мелодия. Тогда он взял все, что было общим для всех вариантов, и сделал переложение оригинальной партитуры для пианино. В конце произведения звучит арфа — вместо лиры из «угаритской» истории.

Сирийский композитор убежден, что во времена Угарита музыканты не ограничивались игрой на музыкальных инструментах, а внедряли теорию музыки, применимую ко всем жанрам. Он предлагает взять это на вооружение, чтобы записать ритм в Макам — традиционных музыкальных системах Востока.

Малек Жандали родился в 1972 году в Германии, музыкальное образование получал в Сирии и США. Свой альбом записал с Русским филармоническим оркестром.